Телеком vs финтех – точка роста?

Самые пользующиеся популярностью легенды о финтехе безосновательны

Телеком vs финтех – точка роста?

Телеком может существенно вырасти благодаря финтеху, если не станет вести войну с ним, а отыщет точки соприкосновения и способности для роста. Это поняли в Apple и Facebook, где делают свои финтех-направления: карточку ApplePay и криптокошелек Calibra. А что все-таки в Казахстане?

Будущее 5G туманно. Оно, естественно, будет и даже может наступить быстрее, чем мы думаем, если наши стратегические партнеры по ЕАЭС не навяжут нам свое собственное оборудование и технологии, которые собираются разрабатывать. Там запуск сети оценили практически в $10 миллиардов, и эти суммы как-то нужно будет отбивать. А вот финтех уже рядом, другое дело, что у представителей рынка нет одного осознания, что такое финтех и как его можно использовать.

Финтех – это больше собирательный термин, под капотом которого лежит большущее количество мифов и легенд, но в любом случае эта история о том, что люди не желают сталкиваться с банками и их служащими, хотя бы впрямую, предпочитая приложения и веб-сайты, современные технологии, которые экономят их время и средства. Разберем самые всераспространенные легенды о финтехе.

1-ый: финтех – нерегулируемая среда. Это совершенно не так. Делая упор на мировую практику, можно сказать, что финтех-решения могут подпадать под регуляцию, а могут и не подпадать. К примеру, лицензирование нужно там, где в итоге вовлечены регулируемые составляющие: платежные, брокерские и банковские лицензии. Это фактически все проекты, связанные с электронными кошельками, и платформы для инвестиций. Проекты, подпадающие под песочную (экспериментальную) регуляцию. К примеру, краудфандинг, прямые инвестиции, social ATM, платежные проекты на базе блокчейн-технологий и т.д. В любом случае действительность такая, что без AML/CFT-процедур ни одному проекту не дано выстрелить.

2-ой: международные платежные системы не поддерживают финтех. Это неправда. MasterCard и с недавнешних времен Visa впрямую поддерживают работу с финтех-проектами без необходимости привязывать их к процессингу определенного банка. Есть определенные примеры. EXANTE MasterCard – карта, привязанная к обычному сегрегированному брокерскому счету, с ценными бумагами и кешем снутри. Wirex Visa – карта, привязанная к криптокошельку. ePayments MasterCard – электронный кошелек с возможностью совершения переводов как внутри экосистемы, так и по всему миру. BTCNext UnionPay – криптокошелек/биржа.

3-ий миф: финтех находится вне регулирования и банковской инфраструктуры, потому несет внутри себя опасности для юзеров. И это тоже неправильное утверждение. Вокруг государственного стейблкоина могут быть выстроены любые конструкции без регуляции, потому что неважно какая транзакция безопасна и размеренна. При всем этом богатый стейблкоин не вступает в противоречие с денежно-кредитной политикой страны. В этом случае банки с многомиллионной армией служащих, процедурами, data-центрами и тарифами будут не нужны. А платежи не будут зависеть от состояния банковской системы. В Китае это сообразили и большущими шагами запускают криптоюань, разработка ведется еще с прошедшего года. Заместитель директора подразделения платежных и расчетных решений Народного банка Китая Му Чанчунь в рамках форума «China Finance 40» подтвердил намерения китайского регулятора поменять криптовалютой лишь наличные средства в обращении. По словам Чанчуня, цифровая валюта поспособствует циркуляции и интернационализации юаня, также благоприятно воздействует на денежно-кредитную политику регулятора.

Практика указывает, что традиционные банки со всеми законами, правилами, требованиями и риск-менеджментом не обеспечивают подабающей надежности функционирования системы. В итоге БВУ стоит сконцентрироваться на управлении пассивами и активами, а не там, где эффективнее смотрятся остальные игроки, которые резвее и активнее. Уже на данный момент, для того чтоб сделать удачный розничный банк, необходимы не финансисты и банкиры, а создатели и продакт-менеджеры, которые сделают обычное банковского приложение. Что уж говорить о виртуальных банках, которые пока никак не представлены в Казахстане, но удачно работают в Россиии и Украине, к примеру.

Так при этом же здесь телеком? Телеком-бизнес – это миллионы юзеров мобильных устройств, присоединенных к высокоскоростному интернету. Операторы знают еще больше о собственных клиентах, чем банки. Спрос есть, рынок довольно большой даже для Казахстана. А это означает, что точки для роста есть.

Дмитрий Сочин, эксперт международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане

Оцените статью
Добавить комментарий