Экономика баз данных для умного Актобе

Для перехода к полной цифровизации может потребоваться 20 лет, считают в региональном Управлении информатизации и наружных связей

Экономика баз данных для умного Актобе

Как проходит диджитализация в Актюбинской области, почему нужно перебегать на безналичный расчет и что поможет искоренить коррупцию – в интервью корреспонденту еженедельника «Капитал.kz» сказал руководитель Управления информатизации и наружных связей Актюбинской области Сергей Беккер.

– Сергей, что такое эталонные стандарты умных городов?

– Проект «Цифровой Казахстан», принят больше года назад. Он разрабатывался в АО «Государственный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». В акционерном обществе занимаются разработкой программ развития. В этом документе обозначено, что города необходимо делать умными, пашни – интеллектуальными и так дальше. Индустрия и сельское хозяйство должны стать более эффективными. У нас КПД труда по сопоставлению с развитыми европейскими странами в пару раз ниже. Другими словами у нас есть эталон к чему стремиться.

– Подобные программы разработаны в почти всех странах. Наша приспособлена конкретно под условия Казахстана?

– Естественно. Не так давно возник очередной основополагающий документ, выпущенный в качестве рекомендации министерством цифрового развития, нововведений и аэрокосмической индустрии, возглавляемым Аскаром Жумагалиевым. Он называется «Эталонный стандарт умных городов Республики Кахзахстан». Суть его состоит в том, что мы, как страна, так и любой раздельно взятый регион, к примеру, Актюбинская область, перебегаем к экономике баз данных. Числа стали нужны для более правильного управления сферами жизни и принятия нужного и адекватного управленческого решения.

Людей много, цифр и информации тоже много. Нужно создание базы данных регионального масштаба в каждой области Республики  (городках республиканского значения). Давайте пока остановимся на нашей области. В облаке, другими словами виртуальном пространстве, обязана быть база данных. На физическом уровне это может находиться на нескольких серверах, взаимосвязанных по определенным каналам связи, зарезервированных, чтоб ничего не пропало. Это децентрализованная, но взаимосвязанная защищенная система. Вся информация не находится в одном хранилище. Другими словами создается региональный центр обработки данных. Мы предполагаем, что это будет здание EXPO-2017 (энергоэффективности) в жилом комплексе «Нур-Актобе».

– Мы уже пришли, приходим к электронному формату либо все таки пока есть альтернатива?

– Альтернатива существует постоянно. На сегодня, пока не сменится целое поколение и не пройдет лет 20, будет переходной шаг. К примеру, мы с вами, люди более старшего возраста, не так интенсивно используем цифровые технологии. Еще есть более старшее поколение, которое совершенно далеко от цифровых технологий. А молодежь фактически с пеленок ими пользуется и не осознает, как люди без этого жили раньше.

– В эталонном стандарте прописаны инициативы. Можно подробнее о некоторых из них? К примеру, о здравоохранении.

– В здравоохранении одной из основных инициатив является внедрение мед информационной системы (МИС). В области используются три мед информационные системы: ИС «Даму Мед», ИС «Авиценна», ИС «Казмединформ», внедрение которых проведено в 2017 году. Необходимо подчеркнуть, что есть трудности по трудоемкости процесса: из-за отсутствия настоящего функционирования систем продолжается внедрение бумажных форм; функции МИС дублируются, и это приводит к двойным затратам на обслуживание (к примеру, систем и терминалов на электронную постановку в очередь).

Отдельные проекты – электронный паспорт здоровья, система архивации и передачи изображений, лабораторные информационные системы. Другими словами не нужно будет ходить со снимком грудной клетки, со справкой с результатами анализов и так дальше. Вся эта информация обязана находиться в вашей электронной мед карте, и это было бы видно в любом мед учреждении на всей местности Казахстана. Но на данный момент мы на том шаге, когда нужно, чтоб система работала хотя бы на региональных и городских уровнях, чтоб не носить медкарту по всем поликлиникам населенного пункта.

Но есть и трудности в данной сфере. В области не решены главные задачи цифровизации, такие как переход на безбумажный документооборот, внедрение принципа однократного ввода и неоднократного использования мед данных, внедрение телемедицины, автоматического учета и контроля оказанных мед услуг и медикаментов, экономии денежных средств.

Обозначенные причины не разрешают достигнуть главной цели – увеличения качества оказания мед услуг. Ведется сокрытие и искажение настоящей картины по цифровизации здравоохранения перед управлением области. «Безбумажная больница» в области существует лишь на словах.

– Очередное направление – образование. Что планируется и что у нас уже есть?

– Тут есть такие инициативы, как дистанционное обучение, цифровые образовательные ресурсы и остальные. Желаю остановиться на оказании госуслуг в данной сфере. В области начата работа по переводу в электронный формат 4 услуг, оказание которых предвидено в бумажном виде (аттестация педагогических работников, прием документов в организации ТиПО и учреждение доп образования, конкурс на замещение свободных должностей управляющих), где сейчас избран поставщик услуги и ведется работа по наполнению данных вместе с управлением образования.

Есть вопросы к поставщикам интернет-трафика. Тарифы высочайшие, скорость интернета низкая. Потому поступают бессчетные жалобы от детей, родителей и учителей. К тому же нужно дооснащение школ компьютерной и мультимедийной техникой, также Wi-Fi.

– По направлению ЖКХ уже не 1-ый год ведутся дискуссии об установке умных счетчиков, которые сведут на нет какие-либо вопросы о передаче неактуальных данных либо махинациях в этом плане.

– Да, правильно. Одна из инициатив в сфере ЖКХ – автоматическая передача показаний устройств учета. Она предполагает измерение количества выданной/потребленной электроэнергии через данный интервал интегрирования. Это касается тепловой энергии, газа, воды. Приборы учета будут защищены от несанкционированного доступа.

Еще одна инициатива – умное уличное освещение. Но пока не решен вопрос приборизации городских многоэтажек. Требуется проработка вопроса с проектными организациями при строительстве домов. Нужно предугадать в проекте установку умных счетчиков.

Хотя и внедрен проект «Единый платежный документ», но уровень подключения обслуживающих компаний остается на уровне 50%, что не покрывает потребности городских жителей полностью.

В то же время отсутствует интеграция баз данных «КазТрансГаз Аймак» и «Энергоснаба» с ЕПД, и сам единый платежный документ не внедрен в районных центрах.

– Если говорить о транспорте, то, наверняка, одним из важных для городка стал пилотный проект по электронному билетированию на одном из городских маршрутов.

– Электронной системе оплаты в публичном транспорте в эталонном стандарте присвоена ценность №1. Другими словами рекомендация «обязательная». Управлением информатизации проведены совещания по налаживанию согласованности действии между местными перевозчиками: ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие» и ТОО «Автопарк». Сейчас мы готовим реализацию 2-ух пилотных проектов по электронному билетированию данных автопарков. GPS-трекеры в данном решении включены по умолчанию, что значительно понижает расходы на бюджет. Инициативы внедрены в неполном объеме, контроль над коммунальным и публичным транспортом не автоматизирован, также отсутствует интеграция со смежными информационными системами, таковыми как «Гео-портал».

– Как будет применятся Big Data?

– В Big Data будет сосредоточена информация по всем сферам жизни человека. У акимов всех уровней будет такая себе панель, на которую выводится информация, и они по мере необходимости принимают то либо другое управленческое решение. В совокупности всю информацию может увидеть президент страны и также принять управленческое решение. Но самое основное, чтоб всю информацию параллельно видели в профильных департаментах, управлениях, отделах и принимали решение в рамках собственной компетенции. Чтоб принимать подобные решения, притом оперативно, нужна достоверная информация. Вот это мы и называем огромные данные – Big Data. Тут должно быть все прозрачно. Информация, находящаяся в Big Data, нужна и для оказания муниципальных услуг. Человек, получающий муниципальную услугу через шлюз egov.kz, экономит время и средства. Это тоже следует учитывать как положительный фактор.

Но самое основное, что информация обязана быть привязана к карте местности. Нужна визуализация набора цифр, понятная человеку. Мы можем к карте привязать школы, поликлиники, участки полиции. Все что угодно. Тогда числа станут говорящими. Это все можно создать. Но мы лишь год увлечены данным проектом. Он же долголетний. Некие страны, в тридцатку которых мы стремимся, этим заниматься начали еще лет 6 назад. Пока мы незначительно отстаем, но работа делается большая. На исходном шаге требуются большие денежные средства. Бизнес сам это не потянет. Потому тут идет государственное финансирование.

Желаю еще сказать, что переход на повсеместную безналичную оплату продуктов и услуг как в продвинутых странах положительно скажется на экономике страны.

– Разговор идет о прозрачности денежной сферы – если быть поточнее, об искоренении серых схем, правда?

– Это так. . И не только. Одна из основных проблем, которые плохо влияют на развитие страны, – это коррупция, борьба с которой на данный момент ведется везде, но факты есть.

Давайте начнем вот с чего. Понимаете, есть растущие потребности у казахстанцев. В особенности у городских жителей. И они выдают это за проблему. Хотя 10-20 лет назад она такой не являлась. Потребности городских жителей вырастают, доходы страны равномерно понижаются. Эти две кривые на графике сойдутся только в этом случае, если мы начнем делать «План нации – 100 шагов по реализации 5 институциональных реформ» Первого Президента.

Существует инфляция, мы зависим от нефтедоллара. Но мы желаем жить дорого и прекрасно, как, скажем, в Германии, но не желаем платить налоги. А от этого зависит наполняемость казны. В нашем городке в большинстве субъектов малого и среднего бизнеса нельзя расплатиться при помощи пластиковой карты. К примеру, в Нур-Султане полностью иная картина. Картой можно расплатиться даже в маленьком магазинчике во дворе многоэтажки и на рынке. У нас в ходу наличные, а это один из методов ухода от налогов, минуя кассовые аппараты. То же самое касается и наличной оплаты в публичном транспорте. Если мы перейдем на безналичный расчет, доходы того же «ПАТП» и «Автопарка» увеличатся как минимум на 30%. И поступление налогов будет больше. А цифровизация в регионе обязана осуществляться за счет областного бюджета. Означает, нужно собирать больше налогов. Это уже проблема местных исполнительных органов. В продвинутых странах фактически нет банкоматов, как у нас на любом шагу практически. Ведь обналичивание ведет к серым схемам. Цифровизация же может очень стукнуть по коррупции. Ведь все тендеры, проведение транзакций, ведение бизнеса станут прозрачными.

Оцените статью
"24 -." , ., , 050012 . , 280 405
info@alb24.kz
+7 (705) 374-66-44