Бизнес должен идти по «манхэттенской тропе»

Сумеют ли муниципальные меры поддержки решить трудности МСБ и почему нужно оценивать их эффективность

Бизнес должен идти по «манхэттенской тропе»

По предварительным данным Комитета по статистике Министерства государственной экономики Казахстана, часть малого и среднего бизнеса в ВВП страны за 2018 год составила 28,3%, что на 3,2% выше показателя 2017 года. Но при всем этом значительно ниже, чем в странах с развитой экономикой, говорится в отчете НПП «Атамекен» за 2018 год о развитии малого и среднего предпринимательства в РК.

Тем не менее до 2050 года Казахстан хочет прирастить удельный вес МСБ в валовой добавленной цены до 50%. С данной целью правительство разрабатывает комплекс мер для поддержки данного сектора и улучшения критерий для ведения бизнеса.

Кроме этого, сначала сентября глава страны Касым-Жомарт Токаев в собственном Послании народу Казахстана поручил правительству создать законодательную базу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Надлежащие поправки в законодательство вступят в силу уже со последующего года. Совместно с тем, по заявлению первого заместителя премьер-министра – министра денег Казахстана Алихана Смаилова, бюджет страны от введения налоговой амнистии для бизнеса растеряет больше 200 миллиардов тенге.

Сумеют ли эти и остальные муниципальные меры поддержки решить трудности МСБ и почему нужно оценивать их эффективность, корреспонденту «Капитал.kz» поведали специалисты.

Какие задачи встают перед МСБ?

По мнению публичного деятеля и бизнесмена Ерлана Стамбекова, ранее возглавлявшего Региональный совет Палаты бизнесменов Алматы, главными неуввязками малого и среднего бизнеса остаются доступность к дешевым кредитным ресурсам, также зарегулированное налоговое законодательство, которое просит от бизнесменов дополнительных затрат на бухгалтеризацию.

«Что по сути быть не обязано, – говорит Ерлан Стамбеков. – Плюс весьма много сложностей, связанных с разрешительными системами, к примеру, на стройку каких-либо объектов, их узаконение и так дальше». На взгляд бизнесмена, проводимых в истинное время муниципальных мер недостаточно, чтоб упростить «серые» схемы.

Не считая того, по его словам, нужно расширять патентную практику. «Что такое патент? Это форма налога и разрешение на деятельность сразу. Все другое, что зарабатывает бизнесмен, обязано оставаться в его ведении», – считает эксперт. По его убеждению, такая практика разрешит вывести бизнес из тени.

Совместно с тем все озвученные задачи необходимо решать немедленно.

«К огорчению, при нашей централизации власти эти вопросы не могут быть урегулированы даже на уровне акима городка, а лишь на уровне правительства, парламента, и все это уходит в долгие дискуссии. Из-за этого наше законодательство как и раньше отстает от текущих реалий экономики», – констатирует бизнесмен.

Помогают ли госпрограммы решить эти задачи?

Партнер Глобального союза франчайзинга Бекнур Кисиков, по совместительству председатель комиссии по предпринимательству Публичного совета Алматы, сначала 2000-х годов своими руками участвовал в составлении некоторых муниципальных программ поддержки и развития МСБ. Потому в их полезности он не колеблется.

«Отменная программа – готовое управление и план на ближайшее время, – отмечает Бекнур Кисиков. – Но сколько этих программ кануло в Лету. И иногда складывалось впечатление, что программы писались ради галочки, чтоб отчитаться. А, быть может, и ради бюджета. При всем этом они могли противоречить друг другу».

По его словам, во всех программах обязана быть преемственность. «Ведь одно дело – написать их. Другое – ввести, следовать плану, получить результаты. Еще хотелось бы почитать обзор эффективности», – подчеркивает  спикер.

Не считая того, он убежден, что при составлении программ стоит учесть так именуемую «манхэттенскую тропу». «Это тропа индейцев, по которой 1-ое время колонисты строили свои дороги. Так же и у бизнесменов есть своя незримая нейросемантическая сеть, которую иногда нельзя разъяснить либо прописать в документе», – уточняет эксперт.

С его точки зрения, если бизнес работает удачно, платит налоги, то не стоит мешать этому процессу в угоду каким-то пафосным мегапроектам. Когда бизнесмен идет по собственной тропе, ему нужно помогать обустроить эту дорогу, облегчая налогообложение, снижая административные барьеры, а не препятствовать.

«Программа обязана быть живой и отвечать чаяниям малого бизнеса, но никак не бюрократическим мандатом», – подмечает Бекнур Кисиков, приведя в пример наикрупнейшие столицы мира, в каких правительство делает пространство для развития личного предпринимательства, начиная от подземных переходов, заканчивая фешенебельными отелями.

В то же время он не исключает, что некие программы могут спровоцировать иждивенческие настроения.

Вместе с этим денежный эксперт Расул Рысмамбетов считает, что на теоретическом уровне любые программы поддержки МСБ из муниципального кармана в основном доказывают, что правительство не может сделать подходящую конъюнктуру, потому приходится делать исключения для бизнеса.

«Но в нашем случае, может быть, и необходимо помогать МСБ – как это принято в почти всех странах. Собственного рода это муниципальный венчурный фонд», – объясняет он.

По словам финансиста, независимо от того, сколько в Казахстане действует на сегодня программ, постоянно будет существовать потребность в новых.

«Но есть условие: перед пуском очередной программы нужно проанализировать и на публике объявить ошибки прошлых, чтоб была возможность учитывать и поправить все погрешности, также осознать, на какой сектор МСБ они ориентируются», – подчеркивает Расул Рысмамбетов. В связи с тем, что муниципальные программы – это временный инструмент, на взгляд профессионала, говорить об их эффективности можно лишь после кропотливой проверки и аудита.

«Невзирая на то, что существует дублирование, даже я бы произнес, конкурентность одной госпрограммы с иными, это нередко идет на пользу бизнесу», – добавляет денежный эксперт.

Публичный деятель Ерлан Стамбеков также считает, что действующие программки нужно подвергать ревизиям, чтоб созидать, как они соответствуют актуальным тенденциям.

«Если вчера бизнес носил один нрав, то сейчас с развитием технологий, цифровизации он быстро изменяется. Как следует, и программы поддержки должны приспособиться к текущим условиям», – отмечает он.

По утверждению спикера, чтоб программы не отставали и не дублировали друг дружку, государству нужно сначала найти приоритетные секторы развития малого и среднего бизнеса в городках и регионах, где эти программы будут носить точный адресный характер.

«Необходимо установить мотивированные характеристики и их неизменный мониторинг. А раз ведется мониторинг, как следует, бизнесмен должен пройти определенное обучение, осознавать и иметь один и этот же глоссарий, в том числе и с теми, кто эти программы вводит. Естественно, все это обязано происходить вместе с экспертным обществом, в том числе с неправительственными организациями и отраслевыми ассоциациями», – дополняет Ерлан Стамбеков.

Есть ли приоритетные отрасли для МСБ?

По словам Бекнура Кисикова, приоритетными для МСБ являются те сектора, которые увеличивают занятость, делают высококачественный продукт и добавленную стоимость, также имеют экспортный потенциал.

«Мы могли бы отлично продвинуться на транзитном потенциале страны и внутреннем туризме. И если б мы еще развили всю придорожную инфраструктуру, как это сделали в свое время американцы, то завлекли бы создание огромного количества компаний и, соответственно, новейших рабочих мест», – уверен глава комиссии по предпринимательству Публичного совета Алматы. Кроме этого, он видит перспективы в продовольственном секторе и животноводстве.

Бизнесмен Ерлан Стамбеков находит приоритетной сферу услуг. «Если мы говорим о городках, это отрасли, связанные с ГЧП, другими словами обслуживанием госсектора. В сельском регионе это переработка сырья, иной сельхозпродукции. Создание строй материалов – это тоже весьма подходящий сектор для развития, который влияет на ценообразование на рынке недвижимости», – перечисляет он.

Между тем финансист Расул Рысмамбетов считает, что особенных ценностей в сфере МСБ не существует. «Ценность малого и среднего бизнеса состоит конкретно в том, что он должен быть всюду: от пищевой индустрии до военно-промышленного комплекса», – уточняет он.

Понижение налоговой нагрузки для МСБ – стимул либо риск?

По словам такого же Бекнура Кисикова, МСБ сейчас испытывает не самые наилучшие времена, потому меры по его стимулированию благотворно скажутся на развитии предпринимательства в Казахстане. «Самое основное – не мешать его естественной эволюции», – подчеркивает он.

В свою очередь Расул Рысмамбетов подтверждает, что сейчас у людей страны сразу покажется стимул не только лишь начать новый бизнес, да и инвестировать в продвижение работающего бизнеса. «Естественно, я слышал опаски по уходу МСБ от налогов. Но сбор налоговых поступлений у нас понижается не поэтому, что все повально уходят от уплаты, а поэтому что с каждым днем заниматься предпринимательством становится все более рискованно и нерентабельно», – объясняет денежный эксперт.

Вкупе с тем бизнесмен Ерлан Стамбеков обеспокоен, что объявленные моратории носят поверхностный характер, в то время как программа развития малого и среднего бизнеса обязана быть глубокой и одобрена предпринимательским обществом, что в перспективе создаст базу длительной программы инвестиций в развитие экономики со стороны страны и личного сектора.

«Необходимо верно найти ценности и уже в них ясно прописать виды деятельности, которые освобождены от налогов или не освобождены, и какие льготы, кому и где предусмотрены», – заключает он.

Оцените статью
"24 -." , ., , 050012 . , 280 405
info@alb24.kz
+7 (705) 374-66-44