Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

СЫНДАРЛЫ ҚОҒАМДЫҚ ДИАЛОГ –ҚАЗАҚСТАННЫҢ ТҰРАҚТЫЛЫҒЫ МЕН ӨРКЕНДЕУІНІҢ НЕГІЗІ

Құрметті отандастар!

Құрметті депутаттар, үкімет мүшелері!

Баршаңызды жаңа парламенттік маусымның басталуымен құттықтаймын!

Біз еліміздің жаңа тарихындағы маңызды белеске жақындап келеміз.

Отыз жылға жуық уақыт бұрын халқымыз өзінің Тәуелсіздігін жариялап, бабаларымыздың ғасырлар бойы аңсаған арманын орындады.

Осы уақыт ішінде Қазақстанның Тұңғыш Президенті – Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың басшылығымен еліміз әлемдегі беделдІ әрі орнықты мемлекетке айналды.

Баянды бірлігіміздің арқасында тәуелсіздігімізді нығайтып, халқымыздың жағдайын жақсартуға жол аштық.

Бұл жасампаздық пен ілгерілеу, бейбітшілік пен келісім кезеңі болды.

Еліміздің даму жолын бүкіл әлем мойындап, қазақстандық, яғни  Назарбаев моделі деп атады.

Қазір бізге Тәуелсіздіктің жетістіктерін еселеп, елімізді дамудың жаңа сапалы кезеңіне шығару мүмкіндігі беріліп отыр.

Біз бұған Елбасы саясатының сабақтастығын сақтап, жүйелі реформалар жүргізу арқылы қол жеткізе аламыз.

Өздеріңізге белгілі, осының бәрі менің сайлау алдындағы бағдарламамның негізі болды.

Қазір мемлекеттік органдар оны жүзеге асыру үшін тиісті жұмыстар жүргізуде.

Мен халыққа берген уәделерімді міндетті түрде орындаймын.

 

В нашей работе следует исходить из необходимости полной реализации 5 институциональных реформ и Плана Нации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу созданной им Национальной комиссии по модернизации.

Также хочу высказать свои суждения по реализации наших общих задач, а именно, моей предвыборной платформы.

 

І. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.

Обещанная мной политическая трансформация будет поэтапно и неприклонно осуществляться с учетом интересов нашей страны и народа.

Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности.

Потому мы будем внедрять политические реформы без «забегания вперед», но поочередно, напористо и обдуманно. Наш базовый принцип: удачные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны.

«Сильнй Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это еще не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами.

Эта формула политической системы является основой стабильности страны.

Наша общая цель – воплотить в жизнь теорию «Слышащего государства», которое оперативно реагирует на все конструктивные запросы людей. Лишь методом неизменного диалога власти и общества можно выстроить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.

Нужно поддерживать и укреплять общество, агитировать его в обсуждение  животрепещущих общегосударственных задач с целью их решения.

Конкретно для этого спроектирован представительный по составу Национальный Совет общественного довериякоторый будет работать по ротационному принципу.

В скором времени  всем нам предстоит выполнить такие меры.

1-ое. Продолжить процесс партийного строительства.

Партия «Nur Otan», благодаря нашему Лидеру и ее Председателю Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, поочередно следует нелегкой и ответственной цели ведущей политической силы страны.

Мы должны сотрудничать и с прочими политическими партиями и движениями, проводящими конструктивную политику на благо общества.

Главные трудности, волнующие наше общество, должны подлежать дискуссии и иметь своё решение конкретно в Парламенте и в рамках гражданского диалога, но не на улицах.

Депутаты могут и должны воспользоваться своими легитимными правами, в том числе направляя запросы в Правительство по актуальным проблемам и требуя от него принятия определенных мер.

В то же время дела между законодательной и исполнительной властями должны быть взаимоуважительными, деловыми, без искусственной конфронтации.

Как Глава страны, вижу свою цель в том, чтоб способствовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.

Это принципиально для стабильности политической системы в дальнейшей перспективе.

Предстоящие выборы в Мажилис Парламента и маслихаты должны содействовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране.

2-ое. Действенная обратная связь с жителями страны.

Публичный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными ценностями в деятельности государственных органов.

В Администрации Президента спроектирован отдел, который будет смотреть за качеством рассмотрения госорганами обращений людей, принимать по ним оперативные меры.

Часто люди обязаны обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах.

Многократные жалобы на несправедливость решений в определенной сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане либо регионе. Сейчас к этому следует относиться так, и принимать надлежащие решения.

С целью увеличения эффективности работы госслужащих необходимо привлечь в их ряды юные кадры.

В то же время, начиная с 2020 года мы приступим к постепенному сокращению численности государственных служащих, а высвободившиеся средства направим на стимулирование более нужных работников.

К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует уменьшить на 25 процентов.

3. Улучшение законодательства о митингах.

Согласно Конституции наши граждане имеют право свободного волеизъявления.

Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя людей, то необходимо идти навстречу и в установленном законом порядке давать разрешения на их проведение, выделять для этого особые места. При этом, не на окраинах городов.

Но любые призывы к неконституционным действиям, разбойнические акции будут пресекаться в рамках закона.

Төртінші. Қоғамдық келісімді нығайту.

Әлеуметтік және этникалық топтар арасындағы келісім – бүкіл қоғамның бірлескен еңбегінің нәтижесі.

Осыған орай, саяси үрдістерді саралап, бірлігімізді нығайта түсу үшін нақты шаралар қабылдау керек.

Қазақ халқының мемлекет құраушы ұлт ретіндегі рөлін бекемдеп, этносаралық татулық пен дінаралық түсіністікті қалыптастыра беруіміз қажет.

Біздің ұстанымымыз: Ел бірлігі – оның әралуандығында!

Единство нации в ее многообразии!

Еліміздегі этникалық топтардың тілі мен мәдениетін дамытуға жағдай жасай береміз.

Қазақ тілінің мемлекеттік тіл ретіндегі рөлі күшейіп, ұлтаралық қатынас тіліне айналатын кезеңі келеді деп есептеймін.

Бірақ мұндай дәрежеге жету үшін бәріміз даңғаза жасамай, жұмыла жұмыс жүргізуіміз керек.

Сондай-ақ, тіл үлкен саясаттың құралы екенін де ұмытпаған жөн.

Белсенді азаматтық қоғам құру үшін үкіметтік емес ұйымдардың беделін арттыру қажет деп санаймын.

Сондықтан, жақын арада Азаматтық қоғамды дамытудың 2025 жылға дейінгі тұжырымдамасын әзірлеп, қабылдауымыз керек.

Келер жылы аталып өтетін  маңызды мерейтойлар мен елеулі оқиғаларға дайындық жұмыстары басталды.

Ендігі жылы бәріміз әл-Фарабидің 1150 жылдық, Абай Құнанбайұлының 175 жылдық мерейтойларын атап өтеміз.

Мерейтой барысында ысырапшылдыққа жол бермей, ғұлама тұлғаларымыздың еңбектерін халық арасында дәріптеуіміз керек.

Сондай-ақ, ең маңызды мерекеге – Тәуелсіздіктің отыз жылдығына байланысты тиісті іс-шараларды іске асыруымыз қажет.

Ел өміріндегі осындай елеулі оқиғалар жас ұрпақты нағыз отаншылдыққа тәрбиелеуге жол ашады деп сенемін.

 

II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.

Главным фактором усиления защиты прав людей и их безопасности являются  реформы судебной и правоохранительной систем.

Нужно выполнить ряд суровых мер по улучшению качества судебных решений.

Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Но следует провести кропотливый анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики.

В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане часто находятся в неравных ситуациях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата.

Потому нужно внедрение административной юстиции, как особенного механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу.

Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на муниципальный орган, а не на гражданина либо бизнес.

Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу людей.

Хочу также выделить на следующий принципиальный вопрос.

Мы отошли от лишних репрессивных мер и твердой карательной практики правосудия. Но в стране все еще происходит большое количество тяжких преступлений.

Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при всем этом упустив из виду основополагающие права граждан.

Необходимо в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против лиц женского пола и остальные тяжкие преступления против личности, в особенности против детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству.

Недавний трагический инцидент вскрыл и проблему браконьерства, как опаснейшей формы организованной преступности.

Браконьеры экипированы, вооружены, ощущают свою безнаказанность. Лишь в этом году от их рук погибли два инспектора по охране животного мира.

Не так давно была пресечена криминальная деятельность банды браконьеров на озере Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.

Это лишь единичные случаи, но браконьерство пустило глубокие корни, в том числе при попустительстве правоохранительных органов. Браконьеры свирепо уничтожают природу – наше национальное достояние.

Поручаю Правительству в течение 2-ух месяцев принять безотложные меры по ужесточению соответственного законодательства.

С повестки сегодняшнего дня не сходит проблема системной борьбы с коррупцией.

Нужно вернуть антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертных лиц и общественности.

Следует законодательно и нормативно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором обнаружили коррупционное преступление.

Нужно также предугадать строгую ответственность служащих самих антикоррупционных органов за нелегальные способы работы и провокационные деяния. Им не должно быть места в следственной практике.

Принцип презумпции невиновности должен соблюдаться в полном объеме.

Одной из самых проблемных задач остается полная реформа правоохранительной системы.

Образ правоохранительных органов, как силового инструмента страны будет равномерно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их сохранности.

На первом этапе нужно до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции.

Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы.

На реформу МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) будет направлено 173 миллиардов тенге в течение 3-х последующих лет.

Эти средства пойдут на увеличение зарплаты, аренду жилища, создание современных фронт-офисов правоохранительных органов по принципу ЦОНов.

Особое внимание будет обращено на вопросы защиты людей от природных явлений и техногенных аварий, которые, к огорчению, стали частым явлением не только лишь в нашей стране, да и во всем мире.

В данной сфере должны работать профессиональные кадры.

Поручаю Правительству повысить оклады служащих гражданской защиты в рамках средств, выделяемых на реформу МВД, и навести на эти цели порядка 40 миллиардов тенге.

Перед нами стоит цеь формирования боеспособной армии на базе новой концепции.

Инциденты в Арыси показали, что в Вооруженных Силах накопились серьёзные трудности.

Необходимо, в конце концов, упорядочить все военные расходы, укрепить финансовую и общую дисциплину в армии. В то же время следует увеличивать престиж военной службы, материальное оснащение вооруженных сил.

Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия обязана быть готова к отражению угроз безопасности страны в современных геополитических реалиях.

 

IIIҚАРҚЫНДЫ ДАМЫҒАН ЖӘНЕ ИНКЛЮЗИВТІ ЭКОНОМИКА.

Қазақстан экономикасы жаһандық сипаттағы қиындықтарға қарамастан алға ілгерілеп келеді.

Жыл басынан бері оның өсімі орташа әлемдік көрсеткіштен жоғары болды.

Егер қажетті құрылымдық өзгерістерді жүзеге асырсақ, 2025 жылға қарай ішкі жалпы өнімнің жыл сайынғы тұрақты өсімін 5 пайызға және одан да жоғары деңгейге жеткізуге болады.

Экономиканың дамуына тың серпін беру үшін Үкімет пен Президент Әкімшілігі отандық және шетелдік сарапшылардың барлық жұмыстарын мұқият саралауы қажет.

Елбасы ұсынған 2050 жылға дейінгі ұзақ мерзімді даму стратегиясына және Ұлт Жоспарына сәйкес бірқатар құрылымдық міндеттерді іске асыруымыз керек.

Бірінші. Шикізатқа байланған менталитеттен бас тартып, экономиканы әртараптандыру.

«Білім экономикасы», еңбек өнімділігін арттыру, инновацияны дамыту, жасанды интеллекті жаһандық дамудың негізгі факторларына айналды.

Индустрияландырудың үшінші бесжылдығын жүргізу барысында бұрын жіберілген қателіктер мен олқылықтарды ескеруіміз керек.

Бұл мәселелер бойынша менің барлық тапсырмаларымды, ескертпелерімді Үкімет толық орындауға міндетті.

Еңбек өнімділігінің нақты өсімін кем дегенде 1,7 есеге арттыруымыз керек.

Елімізді өңірдегі көшбасшы ретінде танытып, Орталық Азиядағы беделімізді арттыру – стратегиялық міндет.

Бұл – Елбасы айқындаған саяси бағыт-бағдарымыз.

2-ое. Увеличение отдачи от квазигосударственного сектора.

Наши государственные компании стали в массивными конгломератами, интернациональная конкурентоспособность которых вызывает сомнения.

В целях сокращения неоправданного присутствия страны в экономике мною было принято решение о внедрении моратория на создание квазигоскомпаний.

Нам необходимо понять, каков настоящий вклад Фонда государственного благосостояния в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет с момента появления Фонда.

Правительство совместно со Счетным комитетом в трёхмесячный срок должны провести анализ эффективности государственных холдингов и нацкомпаний.

Квазигосударственные компании часто соперничают между собой на одном поле. В сфере жилищной политики, к примеру, сразу работают 7 государственных операторов, и это лишь на центральном уровне!

Количество муниципальных компаний можно и необходимо уменьшить.

При всем этом следует подходить к деятельности госкомпаний, работающих в стратегических секторах.

Контроль страны над ними должен сохраниться. В другом случае, вместо муниципальных монополистов мы получим частных монополистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правительству нужно системно и предметно заниматься вопросами ценообразования и тарифов. Это касается и продуктов и услуг естественных монополистовНе тайна, что цены в нашей стране очень высокие – от продуктов питания и одежды до цены разных услуг.

К примеру, вызывает вопросы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по популярным маршрутам намного дороже, иногда до 30%, чем в Европе?! Чем обусловлена сравнимо высокая стоимость услуг наших аэропортов?

Почему стоимость авиатоплива для зарубежных перевозчиков в казахстанских аэропортах выше, чем для отечественных?

В итоге авиационная ветвь Казахстана теряет свою международную конкурентоспособность, понижается транзитный потенциал страны.

При попустительстве профильного министерства, ведомств создан искусственный недостаток билетов в жд пассажирских перевозках.

Нужно срочно навести порядок в этих сферах.

Наша цель – обеспечить настоящее развитие рыночных институтов и механизмов при стабилизирующей роли страны.

Также не нужно забывать и об «экономике простых вещей». Это приоритетное направление нашей работы.

Үшінші. Тиімді шағын және орта бизнес – қала мен ауылды дамытудың берік негізі.

Шағын, әсіресе, микробизнес еліміздің әлеуметтік-экономикалық және саяси өмірінде маңызды рөл атқарады.

Атап айтқанда, ең алдымен ауыл тұрғындарына тұрақты жұмыс береді, жұмыссыздықты азайтады. Сонымен қатар, салық базасын құрап, жергілікті бюджетті нығайтады.

Сондай-ақ, жаппай кәсіпкерлікті дамыту санаға сіңген патерналистік пиғыл мен масылдықтан арылуға мүмкіндік береді.

Сондықтан мемлекет алдағы уақытта да бизнеске қолдау көрсете береді.

Бұл мақсатқа Ұлттық қордан 100 млрд теңгеге жуық қаржы бөлінді.

Бірақ сарапшылардың пікірінше, қаржылай қолдаудың игілігін жергілікті билікпен байланысы бар шаруашылықтар ғана көріп отыр.

Шын мәнісінде, жаңа жобалар бойынша компаниялар құрылып, жұмыс орындары ашылуы керек еді.

Бұл «қарапайым заттардың экономикасына» тікелей байланысты.

Бірақ, жергілікті әкімдер ұйымдастыру жұмыстарын талапқа сай орындамаған.

Соның салдарынан салық және зейнетақы төлемдерін арттырып, жергілікті бюджетті нығайтуға жағдай жасалып отырған жоқ.

Осыған орай, Есеп комитетіне және Қаржы министрлігіне қаражаттың жұмсалуын қатаң бақылауға алуды тапсырамын.

Елімізде кәсіпкерлікті дамытудың үлгі боларлық мысалдары жеткілікті. Біз шағын кәсіпкерлікті бүкіл қоғам болып қолдауымыз керек.

Поручаю Правительству создать законодательную базу освобождения компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.

Надлежащие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года.

С января 2020 года вступит в силу мое решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса.

Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед пользователями и гражданами. В период действия моратория нужно активизировать инструменты саморегулированияпубличного контроля.

В вариантах нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, в особенности, в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будут закрываться, их главы и владельцы– привлекаться к ответственности.

Так образом, мы планируем снизить нагрузку на бизнес.

В то же время он по-прежнему наталкивается на бессчетные трудности, связанные с действиями правоохранительных и контролирующих органов.

Участились случаи рейдерства в отношении МСБ.

Моя позиция по этому вопросу известна: любые действия, направленные напрепятствование развития бизнеса, в особенности малого и среднего, должны рассматриваться как преступления против страны.

В данной связи необходимы дополнительные меры законодательного характера. Парламент и Правительство должны предложить решение данной задачи.

В то же время нужно усилить противодействие теневой экономике, ужесточить борьбу с выводом капиталов, уходом от уплаты налогов.

Систему государственной денежной поддержки МСБ необходимо «перезагрузить», отдавая ценность современным проектам.

Поручаю Правительству в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить на эти цели дополнительно 250 миллиардов тенге в предстоящие три года.

Необходимо интенсивно внедрять современные формы поддержки бизнеса с упором на социальные нюансы – создание семейных бизнесов, сначала для многодетных и малообеспеченных семей.

Следует направить особенное внимание и на развитие туризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики.

750-летие Золотой Орды необходимо отметить исходя из убеждений привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе.

Для развития туризма принципиально обеспечить строительство нужной инфраструктуры, сначала дорог, также готовить обученных профессионалов.

4-ое. Поддержка государственного бизнеса на интернациональных рынках.

Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.

Я говорю  о среднем бизнесе.

У нас отсутствуют действующие меры государственной поддержки конкретно этого сектора бизнесменов. Прежде всего, в области сбыта продукции. Необходимо поддержать наш МСБ.

Поручаю Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития создать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.

Нужно серьезно активизировать работу по привлечению прямых зарубежных инвестиций, без которых резервы предстоящего роста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти.

В рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года для каждой отрасли и региона установлены надлежащие мотивированные характеристики.

Их достижение – прямая ответственность управляющих госорганов, в особенности, акимов регионов.

Казахстан взял курс на развитие цифровой экономики.

Тут предстоит большая работа. Наша цель – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры.

Правительству предстоит адаптировать законодательство под современные технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, совреиенные  цифровые денежные инструменты.

Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, роли в глобальном рынке цифровых услуг.

Правительству следует продолжать оказывать содействие деятельности Международного финансового центра, который, по-сути, заполучил Конституционный статус. Международный финансовый центр «Астана» мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий вместе с Назарбаев Университетом.

5-ое. Развитый агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство – наш главный ресурс, но он употребляется минимально.

Мы имеем большой потенциал для производства органической и экологической продукции, нужной в стране и за рубежом.

Мы должны поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн. гектар к 2030 году.

Это позволит обеспечить рост размера сельхозпродукции в 4,5 раза.

Министерствам торговли и интеграции, сельского хозяйства следует решительно поддержать фермеров со сбытом их продукции на внешних рынках.

Соответственное поручение Правительство уже имеет. Это приоритетная цель.

Необходимо отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигнула 70%, в то время как перерабатывающие компании загружены всего на 40%.

Животрепещущей задачей является привлечение в сельское хозяйство зарубежных инвесторов. Переговоры уже ведутся, Правительству необходимо достигнуть определенных результатов.

Жұртшылықты толғандырып жүрген жер мәселесіне арнайы тоқталғым келеді.

Мемлекет басшысы ретінде тағы да мәлімдеймін: жеріміз шетелдіктерге сатылмайды. Оған жол берілмейді.

Бұл мәселе бойынша қауесет таратуды доғару керек. Бірақ жерді тиімді пайдалануды қамтамасыз ету – біздің міндетіміз.

Проблема неэффективного использования земельных ресурсов становится все актуальней.

Положение утежеляется низким уровнем прямых налогов на землю.

Почти все из тех, кто получил безвозмездно от страны право аренды на землю, держат ее впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так именуемых «латифундистов». Они ведут себя как «собака на сене».

Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.

Земля – наше общее достояние и обязана принадлежать тем, кто на ней работает.

Правительству и Парламенту следует предложить надлежащие механизмы.

Важно, что без решения этой проблемы уже нереально качественное развитие отечественного АПК.

Сейчас повышение производства мяса упирается не столько в вопрос маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеров земли для выращивания кормовых культур. Обеспеченность кормами составляет меньше 60%.

Увеличение продуктивности сельского хозяйства нереально без организации соответствующих условий для качественной жизни на селе.

Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы «Ауыл – Ел Бесігі».

Нам предстоит решить очень непростую задачу содержания небольших населенных пунктов. Разработаны региональные эталоны, которые сейчас следует ввести в более чем 3-х тысячах опорных и спутниковых сельских населениях.

Поручаю Правительству навести на реализацию «Ауыл – Ел Бесігі» 90 миллиардов тенге в престоящие три года добавочно к 30 миллиардам тенге, выделенным в этом году.

Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных задач – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и стройку школ, больниц, спортивных площадок.

Расходование данных средств обязано быть на серьезном контроле всех госорганов.

Шестое. Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.

Невзирая на рост ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) и доходов населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается.

Это тревожный фактор, требующий к особенного внимания.

Считаю, что нужно модернизировать налоговую систему с фокусом на самое справедливое распределение государственного дохода.

Правительство обязано обратить внимание и на возрастающий размер социальных отчислений.

С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем.

Но есть опасности, что работодатели утратят стимулы к созданию рабочих мест и увеличению зарплаты. Бизнес будет уходить в тень.

Потому поручаю Правительству отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Потом вернемся к этому вопросу.

За этот период времени Правительство, представители бизнеса и специалисты должны просчитать варианты и придти к согласованному решению с учетом интересов как будущих пожилых людей, так и работодателей.

Правительство обязано наложить запрет на все выплаты, сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Это, на самом деле, дополнительные налоги.

Отдельная неувязка – увеличение качества текущей налоговой системы.

Она обязана стимулировать компании инвестировать в человеческий капитал, в увеличение производительности труда, техническое перевооружение, экспорт.

Следует вводить безналичные платежи, устранив сдерживающий фактор – высокую комиссию банков. Для этого нужно интенсивно развивать небанковские платежные системы с надлежащими правилами регулирования. При очевидной простоте и привлекательности данного сектора он не должен перевоплотиться в канал по отмыванию средств и вывода капитала из страны. Национальному банку следует сделать действующий контроль в данной для нас сфере.

Последующий вопрос. Для поддержки экспорта несырьевой продукции предстоит разглядеть проблему внедрения обычных и быстрых процедур возврата НДС.

Один из самых больших проблем нашей экономики – малый размер ее кредитования. За последние 5 лет общий объем кредитования юридических лиц, также малого и среднего бизнеса сократился больше чем на 13%.

Банки второго уровня ссылаются на недостаток хороших заемщиков и закладывают лишние риски в стоимость кредитных средств.

Проблема качественных заемщиков, естественно, есть. Но недозволено заниматься перекладыванием ответственности, идти лишь по легкому пути.

Я ожидаю слаженной и действенной работы Правительства и Нацбанка по этой задаче.

Иная проблема – закредитованность, в особенности социально уязвимых слоев населения, повлекла за собой необходимость принятия критических мер. Вы об этом знаете.

Эта проблема получила социальную и политическую остроту.

Потому поручаю Правительству, Нацбанку в течение 2-ух месяцев приготовить к внедрению механизмы, которые гарантированно не допустят повторение такового положения.

Недостающая эффективность денежно-кредитной политики становится одним из тормозов экономического развития страны.

Следует обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на применимых критериях и на долгий срок. Нацбанку до конца года нужно окончить независимую оценку качества активов банков второго уровня.

Жетінші. Ұлттық қорды тиімді пайдалану мәселесі.

Ұлттық қор қаражатының ағымдағы мәселелерді шешуге жұмсалуын қысқарту қажет.

Бұл – келешек ұрпақтың қаржысы.

Ұлттық қордың трансферттері бәсекеге қабілетті экономиканы қалыптастыруға бағытталған бағдарламаларды және жобаларды жүзеге асыру үшін ғана бөлінуі керек.

Кепілдендірілген трансферт көлемі екі мың жиырма екінші (2022) жылдан бастап бірте-бірте 2 триллион теңгеге дейін азаюы тиіс.

Қор қаржысын пайдаланудың анағұрлым тиімді инвестициялық саясатын жүргізген жөн.

Үкіметке Ұлттық Банкпен бірлесіп, жыл соңына дейін Ұлттық қордың қаржысына иелік етуді жетілдіру үшін нақты ұсыныстар әзірлеуді тапсырамын.

Сегізінші. Еңбекақы төлеу деңгейін арттыру.

Кен өндіру саласындағы ірі кәсіпорындардың табысы артқанмен азаматтарымыздың жалақысы айтарлықтай өспегенін көріп отырмыз.

Халықтың әлеуметтік жағдайы туралы айтылып отырғандықтан, Үкімет бұл мәселеге қатысты табандылық танытуы керек.

Үкіметке еңбекақы төлеу қорын арттыру үшін жұмыс берушілерді ынталандыру мәселесін пысықтауды тапсырамын.

 

ІV. ӘЛЕУМЕТТІК ЖАҢҒЫРУДЫҢ ЖАҢА КЕЗЕҢІ.

Еліміздің бюджеті екі негізгі мақсатқа бағытталуы тиіс – экономиканы дамыту және әлеуметтік мәселелерді шешу.

Әлеуметтік салада мынадай бағыттарға баса мән беру керек.

Бірінші. Білім беру сапасын жақсарту.

Біздің елімізде еңбек ресурстарының балансын  есепке алудың тиімді әдістемесі әлі күнге дейін әзірленген жоқ.

Шын мәнінде, мамандар даярлаудың отандық жүйесі нақты еңбек нарығынан тыс қалған.

Жыл сайын 21 мыңға жуық мектеп түлегі кәсіби және жоғары оқу орындарына түсе алмай қалады.

Жастардың бұл тобы жұмыссыздар мен маргиналдардың негізін құрайды. Олар амалының жоқтығынан қылмыстық және экстремистік ағымдардың ықпалына түсуде.

Біз оқушылардың қабілетін айқындап,  кәсіби бағыт-бағдар беру саясатына көшуіміз қажет.

Бұл саясат орта білім берудің ұлттық стандартының негізі болуы тиіс.

Экономикамызда техника саласының мамандарына сұраныс өте жоғары, бірақ мүмкіндіктер аз. Кәсіпорындар тиісті мамандарды шетелден шақыруға мәжбүр. Осындай келеңсіз жағдайды жедел түзетуіміз керек.

Қала мен ауыл мектептері арасындағы орта білімнің сапасы алшақтап барады.

Негізгі мәселе – ауылдық жерлердегі білікті педагог кадрлардың тапшылығы.

Сондықтан «Дипломмен – ауылға» бағдарламасының аясын кеңейтіп, жұмысты жаңа деңгейде жалғастыруымыз қажет. Үкіметке келесі жылдан бастап осы бағдарламаны қаржыландыруды 20 миллиардов. теңгеге жеткізуді тапсырамын.

Дарынды ауыл жастарын іріктеп, отандық және шетелдік жоғары оқу орындарына дайындау керек.

Аз қамтылған және көп балалы отбасыларды қолдау үшін Үкіметке Дарынды баланың қабілетін дамытудың жол картасын әзірлеуді тапсырамын.

Үкімет пен әкімдер осындай балалардың үйірмелер мен орталықтарға, жазғы лагерьлерге баруы үшін мүмкіндік жасауы керек.

Енді жоғары білімнің сапасына жеке тоқталғым келеді.

Өз түлектерін жұмыспен қамту жағынан еліміздегі жоғары оқу орындарының жартысы ғана 60 пайыздық деңгейге қол жеткізіп отыр.

Сондықтан олардың санын қысқарту мәселесін қарау керек.

Терең білім берудің орнына диплом сатумен айналысқан университеттеріміз бар екені де жасырын емес.

Бірінші кезекте соларға тыйым салу арқылы біз оқу орындарындағы білім беру сапасын арттыруға күш саламыз.

Білім саласына қатысты тағы бір мәселе – қаржыландырудың біркелкі болмауы және өңірлік басқарудың қазіргі жүйесінің тиімсіздігі.

Білім бөлімдерін басқару және бюджет қаржысын әкімшілендіру функцияларын аудандық деңгейден облыстық деңгейге беру керек.

Білім берудің барлық деңгейінде дербес қаржыландыру тәртібін енгізу қажет.

Тағы бір өзекті мәселе. Бұл – оқулық сапасының төмендігі.

Оқушыларды сапалы оқулықтармен қамтамасыз ету – тиісті министрліктің тікелей міндеті.

Мұғалімдер мен оқытушылардың әлеуметтік жағдайын жақсартпасақ, бұл шаралар жүзеге аса қоймайды.

Сондықтан мен Тамыз конференциясында алдағы төрт жыл ішінде мұғалімдердің еңбек ақысын екі есе арттыруды тапсырдым. Бұл – келесі жылдан бастап ұстаздардың жалақысы 25 пайызға өседі деген сөз.

Особенное внимание нужно уделить  ситуации в науке. Без нее мы не сможем обеспечить прогресс нации. Другое дело, как качественна и эффективна наша наука?

Правительству следует разглядеть данную проблему под углом зрения повышения уровня научных исследовательских работ и их внедрения на практике.

2-ое. Поддержка института семьи и юношества, создание инклюзивного общества.

Пробемы защиты прав малыша и противодействия бытовому насилию должны быть нашим ценностью.

Следует преднамеренно заняться проблемой высочайшей суицидальности среди подростков.

Нам предстоит расписать целостную программу по защите детей, пострадавших от насилия, а также их семей.

Особенное внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными способностями. Лишь по официальной статистике на учете по инвалидности состоит больше 80 тысяч детей.

Правительству следует создать меры по улучшению мед и общественного сопровождения детей с диагнозом ДЦП.

Нужно расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».

Мы должны создавать равные способности для людей с особенными потребностями.

Я гласил об этом в рамках собственной предвыборной платформы. Сейчас поручаю Правительству выделить на данные цели не меньше 58 миллиардов тенге в течение 3-х лет.

Особенного внимания требуют вопросы укрепления здоровья казахской нации. Принципиально развивать массовый спорт среди всех возрастных групп населения.

Необходимо обеспечить доступность спортивной инфраструктуры для деток.

Развитие массовой физической культуры обязано стать пирамидой, на верхушке которой будут новейшие чемпионы, а у её основания мы получим здоровую, активную молодёжь и, в конечном счете, сильную нацию казахов.

Нужно законодательное обеспечение этого курса, также принятие Комплексного плана по развитию массового спорта.

2020 год объявлен «Годом волонтера». Актуальная проблема – расширить роль людей, в особенности молодежи, студентов и учащихся в добровольной деятельности, привить им способности активной жизненной позиции. Это принципиальная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества.

Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.

Тут дают о себе знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения, в особенности по материнской и младенческой смертности.

Да, этот показатель понижается, но все еще высок и существенно превосходит уровень продвинутых стран.

Правительству предстоит сделать список ценностей для каждого региона Казахстана по определенным нозологиям в медицине и ввести бюджетное финансирование на его базе.

С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования.

Желаю донести до всех: правительство сохраняет гарантированный размер бесплатной мед помощи.  На его финансирование будет ориентировано больше 2,8 трлн. тенге в течение предстоящих 3-х лет.

В свою очередь, реализация ОСМС призвана сделать лучше качество и доступность мед услуг.

В рамках 3-х летнего бюджета будет направлено дополнительно больше 2,3 трлн. тенге на развитие системы здравоохранения.

Правительству необходимо максимально трепетно подойти к вопросу реализации общественного медстрахования во избежание его очередной дискредитации.

Права на ошибку у нас уже нет.

ТөртіншіМәдениет қызметкерлерін қолдау.

Біз мәдениет саласында жұмыс істейтін азаматтарға жеткілікті түрде көңіл бөлмей отырмыз.

Бұл – ең алдымен, кітапхана, музей, театр қызметкерлеріне қатысты мәселе.

Олардың еңбекақысы соңғы жылдары мүлде көбейген жоқ.

Соның салдарынан мәдениет қызметкерлері, әсіресе жас мамандар жеңілдігі бар тұрғын үй бағдарламаларына қатыса алмайды.

Мұндай ахуал осы кәсіптің беделін түсіріп, лайықты кадрлардың тапшылығы айқын сезілуде.

Келесі жылдан бастап Үкімет мәдениет қызметкерлерінің еңбекақысын көбейтуі тиіс.

Сондай-ақ, білім беру және денсаулық сақтау салаларындағы міндетті әлеуметтік жеңілдіктер мәдениет саласының өкілдеріне де берілуі керек.

5-ое. Предстоящее развитие системы социальной поддержки.

Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся людей.

Но ряд принятых решений были не совсем выверены.

В итоге мы получили суровый рост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до больше чем 1,4 млн.

Размер выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года возрос в 17 раз и больше.

Иными словами, больше людей предпочитают не работать или, что еще ужаснее, утаивают свои доходы для получения социальной помощи. Факты получения социальной помощи безбедными семьями освещались в СМИ.

Снова отмечу. Наше правительство по Конституции является социальным и потому обязано выполнять свои обязательства перед гражданами.

Правительство в собственной работе должно исходить из этого принципа, а резервы нужно отыскивать за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и увеличения доходов.

Такие резервы, непременно, имеются. Министерство финансов проводит работу по повышению доходов. Но необходимы дополнительные усилия. К примеру, в отношении таможни.

Елбасы на заседании политсовета партии «Nur Otan» заострил внимание на упорядочение процесса муниципальных закупок. Министерство финансов приступило к оптимизации закупок, но нужны законодательные меры.

Госзакупки таят внутри себя большой резерв (по неким подсчетам до 400 миллиардов тенге в год), который мог бы пойти на решение острых соцпроблем..

В 2018 году размер госзакупок составил 4,4 трлн. тенге, из которых 3,3 трлн. тенге либо 75% осуществлены неконкурентным методом из 1-го источника.

Пора закрыть эту «кормушку» для чиновников и различного рода «прилипал».

Возвращаясь к адресной социальной помощи, Правительству следует скорректировать механизм ее выделения, чтоб она стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному виду жизни. Помощь должны получать те, кто трудится.

В то же время необходимо позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них нужно ввести гарантированный соцпакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в городском транспорте.

Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года.

Правительству вместе с НПП «Атамекен» предстоит срочно, в течение месяца, создать специальную программу вовлечения многодетных матерей в микро и малый бизнес, в том числе на дому.

ШестоеОтдельно желаю заострить внимание на развитие отечественной пенсионной системы, в какой накопились суровые трудности.

На текущий момент неувязка недостаточности пенсионных сбережений не столь ощутима. Но уже через 10 лет ситуация может поменяться. Количество работающих людей, производящих пенсионные скопления, приметно уменьшится, в то время как количество пожилых людей вырастет.

При всем этом уровень скоплений и инвестиционных доходов, получаемых с пенсионных активов, остается низким.

Потому Правительству вместе с Национальным банком следует провести суровую работу по увеличению эффективности пенсионной системы.

На данный момент работающему человеку воспользоваться пенсионными скоплениями можно лишь после выхода на пенсию. Но понятно желание людей применять эти средства еще до выхода на пенсию.

Поручаю Правительству до конца года проработать проблему целевого использования работающими гражданами части собственных пенсионных скоплений, к примеру, для покупки жилища либо получения образования.

В целях оптимизации издержек и улучшения свойства инвестиционного управления активами поручаю Правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы общественного обеспечения методом сотворения одного общественного фонда и введения 1-го общественного платежа.

 

V. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА.

В этом направлении необходимо сосредоточиться на следующих проблемах.

1-ое. Увеличение эффективности работы местных органов власти.

У людей постоянно должен быть доступ к местным властям. Это – аксиома, но не действительность.

Считаю вероятным в качестве пилотного проекта ввести систему оценки населением эффективности работы местной власти.

К примеру, если в итоге опроса либо онлайн-голосования больше 30% населения считают, что аким города либо села неэффективен – это основание для создания Администрацией Президента специальной комиссии с целью исследования возникшей задачи с внесением соответственных советов.

2-ое. Реформа системы межбюджетных отношений.

Разумеется, что текущая система межбюджетных отношений не стимулирует акиматы всех уровней к созданию своей базы развития – малого и среднего бизнеса. Регионы слабо мотивированы на поиск дополнительных источников доходов.

Со предстоящего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.

Но этого недостаточно. Назрела необходимость пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Огромную роль в данной для нас работе обязано сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов.

Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически  самостоятельными в решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует верно урегулировать в законодательных актах.

Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.

Принятые ранее законы «О статусе столицы» и «Об особом статусе города Алматы» сыграли свою позитивную роль, но сейчас нуждаются в совершенствовании.

Нужно расширить компетенции акиматов 3-х самых больших городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного вида.

Огромное количество населения городов республиканского значения это уже не предмет гордости, а основание для обеспокоенности исходя из убеждений полного обеспечения социально-экономических потребностей обитателей.

Мы рассматримаем перенаселенность больших городов и в то же время нехватку человеческих и трудовых ресурсов в таковых городах как, к примеру, Павлодар и Петропавловск, где создаются соответствующие условия для приема новых граждан.

Правительство обязано принять действующие меры по управлению миграционными процессами.

В собственной предвыборной программе я отметил необходимость разработки единой жилищной политики.

Главный принцип – увеличение доступности жилья, в особенности для социально-уязвимых слоев населения.

Правительству нужно создать единую модель жилищного развития в стране, отступить от практики принятия разрозненных между собой программ.

К примеру, в рамках программы «7-20-25», которая вначале предполагалась как социальная, средний уровень домашнего дохода заемщика должен составлять около 320 тыс. тенге за месяц. Людям с маленьким уровнем доходов участие в ней оказалось невозможным.

Потому в этом году по инициативе Елбасы запущена современная программа «Бақытты Отбасы» с льготной ставкой в 2% и начальным взносом 10%. Это очень прибыльные условия.

До конца года не меньше 6 тыс. семей приобретут жилище в рамках данной для нас программы. Сначала, многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С 2020 года 10 тыс. таковых семей раз в год будут обеспечиваться жильем.

Правительству следует найти точные критерии для участия в программе и обеспечить ее твердое администрирование. Поддержка обязана предоставляться только тем, кто в ней вправду нуждается.

Мое поручение Правительству – в течение 3-х лет решить задачу предоставления жилища малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их у нас около 30 тыс.

Гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилища в собственность, нужно дать возможность проживания на критериях социальной аренды.

На эти цели к 2022 году государством будет выделено выше 240 миллиардов тенге.

Следует создать современные меры вовлечения частного бизнеса в эту работу, использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Люди недовольны непрозрачным процессом формирования и продвижения очередности при предоставлении акиматами социальных квартир.

Правительству до конца года следует сделать единую национальную систему учета очередников на арендное жилище, а также на получение льготных жилищных займов по программе «Бақытты Отбасы».

Невзирая на снижение износа коммунальных сетей с 65% до 57%, данный показатель остается максимальным.

Не считая того, из 78 тыс. многоквартирных домов больше 18 тыс. требуют ремонта.

Нужно выделить регионам не меньше 30 миллиардов тенге за два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.

Поручаю Правительству предусмотреть данный механизм и скрупулезно контролировать эффективность освоения этих средств.

Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 миллиардов тенге.

Поручаю акимам вместе с местными маслихатами обеспечить направление половины этих средств на софинансирование модернизации ЖКХ и решение современных социальных проблем жителей регионов.

4-ое. Развитие инфраструктуры.

Разумеется, что обитатели разных регионов страны имеют различный уровень доступа к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре.

Нужно активизировать работу по нивелированию этого неравенства.

По поручению Елбасы завершается стройка первой очереди магистральной сети газопровода «Сарыарка».

Со следующего года будет начата работа по строительству распределительных сетей в городе Нур-Султан и Карагандинской, а в предстоящем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.

На эти цели правительство выделяет 56 миллиардов  тенге. В итоге больше 2,7 млн. человек получат доступ к природному газу.

В течение последующих 3-х лет будет выделено порядка 250 миллиардов тенге на обеспечение наших людей чистой питьевой водой и услугами водоотведения.

В поле зрения исполнительной власти обязана находиться полная и качественная реализация программы «Нурлы Жол».

Это стратегический проект, с помощью которого эффективная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру.

На эти цели до 2022 года правительство вложит больше 1,2 трлн. тенге инвестиций.

Правительство и ранее выделяло большие средства, но они в подавляющем большинстве ушли в песок, а поточнее сказать – в карманы чиновников, но чистой воды, дорог и другой инфраструктуры так и не хватает.

 

Сейчас Правительство и Парламент, совместно со Счетным комитетом должны обеспечить абсолютную эффективность использования бюджетных средств.

Правительству нужно активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. Тут одобрения заслуживает кампания «Бірге – Таза Қазақстан!», которую необходимо продолжить.

Парламенту предстоит обсудить и принять современную редакцию Экологического кодекса.

В целом Правительство в грядущий период обязано повысить эффективность собственной деятельности. Казахстанцы ожидают определенных результатов.

 

Құрметті отандастар!

 

Біз елімізді реформалаудың жаңа кезеңіне қадам бастық. Осы маңызды міндеттерді сапалы орындауымыз керек.

Еліміздің әрбір тұрғыны оң өзгерісті сезінуі тиіс.

Мен мемлекеттік органдардан жұмысты жедел атқарып, нақты нәтижеге қол жеткізуді талап етемін.

Реформаны тек реформа үшін жүргізуге жол берілмейді.

Әрбір министрде және әкімде нәтижелі жұмыстың негізгі көрсеткіштерінің тізімі болуы тиіс.

Сол арқылы олардың нақты мақсатқа қол жеткізу деңгейі анықталады.

Үкімет мүшелеріне, мемлекеттік органдар мен өңірлердің, мемлекеттік компаниялардың және мекемелердің басшыларына тиісті реформаның жүзеге асырылуы үшін дербес жауапкершілік жүктеледі.

Осыған байланысты, жақында тиісті Жарлыққа қол қойдым. Бұл Жарлықтың аясында елдегі ахуал, соның ішінде аймақтардағы халықтың жағдайы сауалнама негізінде нақты бағаланатын болады.

Үкіметтің әлеуметтік және экономикалық саясатқа жауапты құрылымдары қоғамның қажеттіліктеріне сәйкес алдын-ала нақты жұмыс жүргізуі қажет. Бұл үшін бақылау, талдау және болжау жүйесін неғұрлым  күшейту керек.

Сондықтан депутаттарымыздың өтінішіне орай Парламент жанынан Заңнаманы зерделеу және сараптау институтын құру жөнінде тапсырма беремін.

Аталған құрылым заңдарымыздың сапасын арттыруға ықпал етуі тиіс.

 

Қадірлі қазақстандықтар!

 

Халқымызды толғандыратын барлық мәселелер бізге белгілі.

Осыған орай, ахуалды жақсарту үшін іс-қимыл жоспары әзірленіп жатыр.

Бізге зор жауапкершілік жүктеліп отыр.

Мен ел тағдырына жаны ашитын әрбір азаматқа зор сенім артамын.

Қазақстан – ортақ шаңырағымыз!

Мен бәріңізді мерейлі мекенімізді өркендетуге үлес қосуға шақырамын!

Сындарлы қоғамдық диалог – татулық пен тұрақтылық негізі.

Ұлы Абай өзінің алтыншы қара сөзінде «Бірлік – ақылға бірлік» дегенін білесіздер.

Елбасымыздың «Ел бірлігі – ең асыл қасиет» деген қанатты сөзі – біздің айнымас қағидамыз.

Береке мен бірлік, ақыл мен парасат халқымызды үнемі алға бастап келеді.

Бағытымыз – айқын, жолымыз – ашық.

Бәріміз бірге болсақ, еліміз бұдан да зор табысқа жетеді деп сенемін!

Баршаңызға амандық, табыс тілеймін.

Оцените статью
"24 -." , ., , 050012 . , 280 405
info@alb24.kz
+7 (705) 374-66-44